вторник, 31 января 2017 г.

Поговорим о критике Русской православной церкви

Хочу немного поговорить о критике Русской православной церкви.  
Почему, я решил затронуть эту тему. Ввиду того, что я не очень здоров,  невольно провожу некоторое время за чтением новостей. Можно сказать, что читать новости - это мой досуг.  А тема критики церкви (РПЦ) поднимается в новостях постоянно. Не проходит дня. чтобы в новостях не мелькала какая нибудь плохая про РПЦ информация. То одно, то другое. Всё это также обсуждается на форум в негативном для РПЦ ключе. Можно утверждать - что критика РПЦ - это нынешний тренд в интернете.


Почему стоит обращать на эту тему внимания. Да у церкви есть множество верующих, что её поддерживают и будут поддерживать - не смотря не на что. Многие воцерквлённые люди не читают новости, и не сидят на форумах и поэтому вне этого информационного потока. Женщины, тем более бабушки за тем, что и как в СМИ пишут следят мало. Поэтому, многие священники свысока и снисходительно смотрят на этот тренд критики. Дескать 1000 лет церковь стояла и дальше стоять будет. Собаки лают - караван идёт.


Однако! Значительная часть общества интересуется новостями и обсуждениями. Это политики, чиновники, бизнесмены, журналисты, преподаватели, учёные, разная интеллигенция, офицеры армии и полиции. Это те люди - кто обладает влиянием в обществе. Они, а не бабушки в храмах влияют на политику государства - и как раз эта часть людей активно впитывает негативную критику церкви. Безусловно - если так будет продолжаться годами - то по законам диалектики - количество критики - перейдёт в качественное изменение отношения элиты и государства к РПЦ.


Отсюда возникает вопрос, как нам верующим относится к этой критике?
Я для себя сделал такой вывод. Увы не бывает ни одного безупречного земного общественного института. Нет ни одной идеальной организации созданной людьми. Нет святости - все грешны. Разве у нас хорошая медицина - вот уж не очень. Полиция  - не злоупотребляет своими правами? Суды - всегда справедливы и неподкупны? А академия наук - идеальна, не пилит впустую никогда деньги?


Бесполезно оправдывать при каждом случае РПЦ - она тоже неидеальна и имеет немало пороков и недостатков. Некоторые,(далеко не все) священники и епископы, бывает,  мало трудятся на благо христианства, мало занимаются благотворительностью, любят роскошь и дорогие машины.
Но все эти грехи и недостатки не отменяют того, что церковь нам нужна и другой лучшей у нас возможно нет и не будет!
У нас плохая медицина - но если припрёт мы идём в больницу. Лучше такая, чем никакая. И многим она помогает и лечит. У нас плохая полиция - но она, как то защищает нас от беспредела преступников. У нас маленькая соцзащита - но людям всёж платят пенсии.


Вот в чём суть - В РПЦ,бывает много чего такого, чего бы лучше не было - но без церкви, пусть и такой - мы обойтись не можем. И она делает много хорошего и важного.
С чем это можно сравнить. Мы пьём воду  - но даже питьевая вода не идеальна. Она не чиста - в ней растворены соли магния, кальция и многое чего другого. Однако из-за того, что она не идеальна - мы же от неё не отказываемся. Без воды человек жить не может. Также и христианство не может жить без церкви.


Некоторые верующие при конфликте церкви и людей - всегда встают на сторону РПЦ.
Отчего такое происходит.
Во первых у нас уникальная церковь. Её особенность в том, что Русская православная церковь - это практически национальная церковь. Большая часть православных - живёт в России, около 80 процентов живёт в странах бывшего СССР.
То есть, по большому счёту, РПЦ - это “карманная” церковь Российского государства. И возникает связка национальности русский и религиозной самоидентификации. Русский - значит православный. Православный - скорее всего русский или славянин.  


В других странах так не бывает. Француз - католик, но католическая церковь - это не французская церковь. Поляк тоже католик - однако, католическая церковь - не польская итд. Даже в Италии Ватикан выделен в отдельное государство. Про протестантов даже говорить не буду - так как их церкви вообще космополитичны.
Только в России (может в Израиле ещё) - принадлежность к  церкви и национальность связаны.


Поэтому критику на РПЦ люди, часто, встречают в штыки, так как это рассматривается, как покушение на национальную идентичность. Верующие считают РПЦ своей церковью. Она Наша. А за своего мы всегда будем стоять горой, прав он или не прав. Свой - значит хороший.


Вторая причина защиты церкви в любой ситуации - в том, что любой конфликт церкви с людьми рассматривается, как конфликт людей и Бога.
Например, читал про историю, когда монастырь судится с жильцами дома, построенного на земле отданной монастырю. Запутанная история, подробностей не помню. Смысл в том, что у жильцов в доме - это единственное жильё. Юридически там всё сложно.


Те люди, которые в этом случае высказываются за позицию церковного руководства - возможно,  думают так. “С одной стороны какие - то непонятные жильцы, чужие люди от которых хорошего ждать бесполезно. С другой стороны - церковь. Церковь служит Богу. А значит, встать на сторону церкви - это тоже послужить Богу и сделать полезное благоугодное дельце.”
То есть, они измеряют на весах - на одной чаше люди - на другой церковь и значит Господь. Что важнее?


Однако, в этой логике есть прореха, которая всё меняет. Церковь служит Богу - но чем она служит? Зачем Богу церковь?
Бог создал церковь не для себя - для людей. Служение церкви - заключается в служении Христу. А служение Христа - это служить людям. Господь повелел церкви служить ради людей.
“Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се,”


Служение Богу - это как раз служение церкви тем жильцам, что по воле случая, оказались живущими в доме, построенном на земле отданной монастырю.
Господь создал церковь - и ради этих людей тоже.
Бог и люди на одной чаше весов и значит и церковь должна быть на той-же чаше.


Выступая против людей - верующий человек - выступает против Христа, который пришёл на землю, как раз для того, чтобы служить людям. Не только святым - а к тем кто в Нём больше нуждается.
“Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Мф. 9)”


Поэтому нужно быть очень осторожным в выборе своей позиции в подобных конфликтных случаях.  Не искать справедливости - ведь по справедливости - все мы грешники и должны быть осуждены. Лучше подражать милости Господа. Милостивый, да помилован будет.

Надеюсь, что моя заметка поможет прояснить мысли и здраво и рассудительно относится к критике церкви. И вот ещё, что важно  - критиковать можно любого, если есть за что. Но, всегда это надо делать с любовью в сердце, желая исправления ситуации и не усугубляя её своими словами. С верою в Бога, который даёт мудрость и понимание - всё у нас получится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Обо мне

Бог есть - и служение Господу - цель моей жизни.

Все верят, что там что-то есть. А я уже не верю, а знаю - что Бог есть - и служение Господу - цель моей жизни. Раньше трудился на заводах, в...