Комментарии на статью протоирея Алексия Чаплина.
http://www.blagogon.ru/digest/737/
"О потерянном рабстве и рыночной свободе "
После прочтения статьи Алексия Чаплина, меня затронуло двойственного чувство. С одной стороны, абсолютно согласен с ним во всём, что он говорит по отношению человека к Богу, как к безусловному господину. С другой стороны, имею много возражений относительно того, что сказано про "рабство" в отношение людей(начальства, пастырского священства), а также о материальной роскоши власть имущих. И, эти возражения идут не от гордости, которой у меня нет, не от свободолюбия - а от Священного писания.
Сначала поговорим о рабстве. Заповедовал ли Христос подчинение и рабство людям?
Обычно приводится пример из послания Павла.
" Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. "(Послание к Римлянам 13)
Алексий Чаплин приводит цитату Святителя Сербского, что хороший царь, не тот который народу должен, но тот которому народ должен. Но так ли это? Об этом ли говорил Апостол Павел?
Возникает абсурдная картина - значит ли это, что любого тарана и деспота, ставшего властью, народ должен почитать, как ставленника Бога?
У власти Гитлер - замечательно, Пол Пота - ещё лучше. Калигула - а чё, тож император. И, если пойти ниже по властной вертикали - проворовавшийся, с трясущимися от пьянства руками, хам директор - это получается тоже - власть от Бога?
Это имел ввиду апостол Павел ?
Так о чём же тогда он писал?
Первое - нет власти не от Бога.
Вообще, в жизни всё от Бога. На всё воля Божья. Но есть кардинальное отличие. Некоторые вещи Господь совершает, а некоторые попускает. Господь, бывает что чудом исцеляет людей, спасает из беды. К примеру, известны случаи, когда дети чудом выживали при падении самолёта. Но, также случаются и печальные истории. Вроде той, когда группа детей утонула на озере во время шторме. Была ли на это воля Бога? - Да, в общем смысле была, но Он не хотел этого, не совершал - а ПОПУСТИЛ такому случится.
Из-за того, что мир падший и грех вошёл в мир - Бог, иногда, попускает совершатся злу. И отсюда - Бог попускает прийти во власть кровавым диктаторам или скажем, просто, паршивым начальникам. Это не означает, что Он благословляет их править людьми и одобряет их правление.
Апостол Павел говорит о том, что мир, увы таков, каков он есть - и христиане вынуждены приспосабливаться и принимать данную реальность и данную власть. В этом есть две стороны - с одном стороны - принятие объективной реальности, с другой стороны выживание христианского учения - так как в случае неприятия власти - Римская империя в то время - просто бы уничтожила христианство. Это лояльность выживания. Как лояльность православной церкви при Сталине и позднее в советский период.
Кроме того, апостол Павел говорит о том, что государственное устройство несёт пользу. Что правильно, когда есть какой-то порядок, правила - а не анархия и община хиппи. Что людям нужен в жизни закон и исполнительная власть. И этот закон и порядок христиане должны поддерживать. Слова Павла о власти - это гимн государству. Гимн, такой системе взаимоотношений, когда людьми делегируются право другим решать определённые вопросы и управлять. Что люди не беспорядочное стадо - у них должны быть лидеры, и этим лидерам надо подчинятся.
Алексий Чаплин делает вывод - раз власть от Бога - значит Бог даёт властного субъекта народу. Да нет. Бог просто попускает это, как попускает, иногда, и зло. Выбрал народ Ельцина - Бог попустил - "У вас ребята своя голова на плечах должна быть - вы и думайте ею."
У людей, есть вся воля от Бога выбирать себе правителей. Не Господь, ни апостол Павел ничего не говорит о способе преемственности власти. Поэтому, все возражения Алексия Чаплина об неправильности принципа выборности власти абсурдны.
Теперь о епископах. Чаплин пишет - " Ведь архиерей хозяин прихода, а не священник и прихожане ..... Это мы питаемся от милостей Владыки, а не Владыка от наших налогов. Мы обязаны отдавать ему все, и с благодарностью довольствоваться тем, что он нам даст от своей милости".
Есть такое понятие - как Геббельсовская ложь - она должна быть настолько наглой и невероятной - чтобы в неё поверили. Чаплин пишет - про ХОЗЯИНА прихода. По сути, господина с приписанными ему прихожанами.
Но что же говорит Христос?
"Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. "
(Св. Евангелие от Матфея 20:25-28)
"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Больший из вас да будет вам слуга:
ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. "
(Св. Евангелие от Матфея 23:8-12)
После тайной вечере Христос, умыл ноги своим ученикам( как вам пример для "хозяев" архиереев) сказав - "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. "
(Св. Евангелие от Иоанна 15:15)
Ну и напоследок, чтобы закрыть тему, так любимого Алексия Чаплину, рабства - Апостол Павел прямо пишет - "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. "
(Первое послание к Коринфянам 7:23)
Теперь, о потомственном рабском сознании (по Алексию Чаплину) православного Русского народа. Этот вечный плачь по старине и по утраченному хрусту французских булок. К счастью (или к печали) - потерянное рабское сознание русского народа, существовало только в воображении Чаплина. Вот короткий список народных крупных восстаний. Которые, по тем временам, были делом самоубийственно опасным - так как головы с плеч летели у всех бунтовщиков.
Соляной бунт, Восстания в Новогороде и Пскове, Медный бунт, Польское восстание, Восстание Степана Разина, Хованщина, Стрелецкое восстание, Астраханское восстание, Восстание Булавина, Кижское восстание, Чумной бунт, Восстание Пугачёва, Башкирское восстание,Холерные бунты, Восстание декабристов, Первая русская революция. Добавим сюда революцию 1917 года.
Теперь о материальном вопросе. Алексий Чаплин пишет - "Рабское сознание дает возможность нам правильно относиться и к часам Патриарха (если таковые вообще существовали), и к дорогим иномаркам священноначалия. Для раба престиж Господина – это его личный престиж. Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел)."
Но, как же относился к личному престижу истинный глава церкви - Христос. До 30 -ти лет он зарабатывал себе на хлеб тяжёлым трудом плотника. Проповедуя Он ходил пешком. У Него не было даже своего дома. А после смерти - одежда - это единственное, что осталось из его земного имущества.
Были у него деньги - конечно. Он получал дары - но раздавал их бедным. Христос один раз только не отказался от ценного приношения - когда Мария помазала его драгоценным миро. Но, это было, приготовление к его распятию. "Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. (Св. Евангелие от Иоанна 12:7) " Это наподобие того, как покойника одевают в лучший костюм. Где здесь связь с дорогими машинами и домами епископов... нет её.
Думаю и патриарх Сербский ездил на трамвае не из-за того, что не мог попросить прихожан купить ему машину. А из-за того, что показывал пример нестяжательства.
Вопль Чаплина - как прихожане могли допустить "нищебродство" Сербского патриарха - перекликается с словами апостола Петра, когда Христос решил умыть его ноги, после тайной вечери. " Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек."(Св. Евангелие от Иоанна 13:8)
На что Христос ответил - " Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. "(Св. Евангелие от Иоанна 13:8)
Патриарх Сербский дозрел до понимания Христа, а вот насчёт Всеволда такой уверенности нет.
Той России, о которой бредит Чаплин - никогда не было. Поэтому, её возрождать и не стоит. Алексий, призывает растить в себе раба. Я же cкажу то, что заповедал Господь.
"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою." (Св. Евангелие от Иоанна 13:34,35)
Может быть, не рабское сознание, а любовь к Богу и людям, близким, соседям, коллегам, к стране и народам её населяющим - поможет нам построить ту Россию, которой ещё не было. В которой, хорошо будет жить всем. «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!»
http://www.blagogon.ru/digest/737/
"О потерянном рабстве и рыночной свободе "
После прочтения статьи Алексия Чаплина, меня затронуло двойственного чувство. С одной стороны, абсолютно согласен с ним во всём, что он говорит по отношению человека к Богу, как к безусловному господину. С другой стороны, имею много возражений относительно того, что сказано про "рабство" в отношение людей(начальства, пастырского священства), а также о материальной роскоши власть имущих. И, эти возражения идут не от гордости, которой у меня нет, не от свободолюбия - а от Священного писания.
Сначала поговорим о рабстве. Заповедовал ли Христос подчинение и рабство людям?
Обычно приводится пример из послания Павла.
" Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. "(Послание к Римлянам 13)
Алексий Чаплин приводит цитату Святителя Сербского, что хороший царь, не тот который народу должен, но тот которому народ должен. Но так ли это? Об этом ли говорил Апостол Павел?
Возникает абсурдная картина - значит ли это, что любого тарана и деспота, ставшего властью, народ должен почитать, как ставленника Бога?
У власти Гитлер - замечательно, Пол Пота - ещё лучше. Калигула - а чё, тож император. И, если пойти ниже по властной вертикали - проворовавшийся, с трясущимися от пьянства руками, хам директор - это получается тоже - власть от Бога?
Это имел ввиду апостол Павел ?
Так о чём же тогда он писал?
Первое - нет власти не от Бога.
Вообще, в жизни всё от Бога. На всё воля Божья. Но есть кардинальное отличие. Некоторые вещи Господь совершает, а некоторые попускает. Господь, бывает что чудом исцеляет людей, спасает из беды. К примеру, известны случаи, когда дети чудом выживали при падении самолёта. Но, также случаются и печальные истории. Вроде той, когда группа детей утонула на озере во время шторме. Была ли на это воля Бога? - Да, в общем смысле была, но Он не хотел этого, не совершал - а ПОПУСТИЛ такому случится.
Из-за того, что мир падший и грех вошёл в мир - Бог, иногда, попускает совершатся злу. И отсюда - Бог попускает прийти во власть кровавым диктаторам или скажем, просто, паршивым начальникам. Это не означает, что Он благословляет их править людьми и одобряет их правление.
Апостол Павел говорит о том, что мир, увы таков, каков он есть - и христиане вынуждены приспосабливаться и принимать данную реальность и данную власть. В этом есть две стороны - с одном стороны - принятие объективной реальности, с другой стороны выживание христианского учения - так как в случае неприятия власти - Римская империя в то время - просто бы уничтожила христианство. Это лояльность выживания. Как лояльность православной церкви при Сталине и позднее в советский период.
Кроме того, апостол Павел говорит о том, что государственное устройство несёт пользу. Что правильно, когда есть какой-то порядок, правила - а не анархия и община хиппи. Что людям нужен в жизни закон и исполнительная власть. И этот закон и порядок христиане должны поддерживать. Слова Павла о власти - это гимн государству. Гимн, такой системе взаимоотношений, когда людьми делегируются право другим решать определённые вопросы и управлять. Что люди не беспорядочное стадо - у них должны быть лидеры, и этим лидерам надо подчинятся.
Алексий Чаплин делает вывод - раз власть от Бога - значит Бог даёт властного субъекта народу. Да нет. Бог просто попускает это, как попускает, иногда, и зло. Выбрал народ Ельцина - Бог попустил - "У вас ребята своя голова на плечах должна быть - вы и думайте ею."
У людей, есть вся воля от Бога выбирать себе правителей. Не Господь, ни апостол Павел ничего не говорит о способе преемственности власти. Поэтому, все возражения Алексия Чаплина об неправильности принципа выборности власти абсурдны.
Теперь о епископах. Чаплин пишет - " Ведь архиерей хозяин прихода, а не священник и прихожане ..... Это мы питаемся от милостей Владыки, а не Владыка от наших налогов. Мы обязаны отдавать ему все, и с благодарностью довольствоваться тем, что он нам даст от своей милости".
Есть такое понятие - как Геббельсовская ложь - она должна быть настолько наглой и невероятной - чтобы в неё поверили. Чаплин пишет - про ХОЗЯИНА прихода. По сути, господина с приписанными ему прихожанами.
Но что же говорит Христос?
"Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. "
(Св. Евангелие от Матфея 20:25-28)
"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Больший из вас да будет вам слуга:
ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. "
(Св. Евангелие от Матфея 23:8-12)
После тайной вечере Христос, умыл ноги своим ученикам( как вам пример для "хозяев" архиереев) сказав - "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. "
(Св. Евангелие от Иоанна 15:15)
Ну и напоследок, чтобы закрыть тему, так любимого Алексия Чаплину, рабства - Апостол Павел прямо пишет - "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. "
(Первое послание к Коринфянам 7:23)
Теперь, о потомственном рабском сознании (по Алексию Чаплину) православного Русского народа. Этот вечный плачь по старине и по утраченному хрусту французских булок. К счастью (или к печали) - потерянное рабское сознание русского народа, существовало только в воображении Чаплина. Вот короткий список народных крупных восстаний. Которые, по тем временам, были делом самоубийственно опасным - так как головы с плеч летели у всех бунтовщиков.
Соляной бунт, Восстания в Новогороде и Пскове, Медный бунт, Польское восстание, Восстание Степана Разина, Хованщина, Стрелецкое восстание, Астраханское восстание, Восстание Булавина, Кижское восстание, Чумной бунт, Восстание Пугачёва, Башкирское восстание,Холерные бунты, Восстание декабристов, Первая русская революция. Добавим сюда революцию 1917 года.
Теперь о материальном вопросе. Алексий Чаплин пишет - "Рабское сознание дает возможность нам правильно относиться и к часам Патриарха (если таковые вообще существовали), и к дорогим иномаркам священноначалия. Для раба престиж Господина – это его личный престиж. Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел)."
Но, как же относился к личному престижу истинный глава церкви - Христос. До 30 -ти лет он зарабатывал себе на хлеб тяжёлым трудом плотника. Проповедуя Он ходил пешком. У Него не было даже своего дома. А после смерти - одежда - это единственное, что осталось из его земного имущества.
Были у него деньги - конечно. Он получал дары - но раздавал их бедным. Христос один раз только не отказался от ценного приношения - когда Мария помазала его драгоценным миро. Но, это было, приготовление к его распятию. "Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. (Св. Евангелие от Иоанна 12:7) " Это наподобие того, как покойника одевают в лучший костюм. Где здесь связь с дорогими машинами и домами епископов... нет её.
Думаю и патриарх Сербский ездил на трамвае не из-за того, что не мог попросить прихожан купить ему машину. А из-за того, что показывал пример нестяжательства.
Вопль Чаплина - как прихожане могли допустить "нищебродство" Сербского патриарха - перекликается с словами апостола Петра, когда Христос решил умыть его ноги, после тайной вечери. " Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек."(Св. Евангелие от Иоанна 13:8)
На что Христос ответил - " Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. "(Св. Евангелие от Иоанна 13:8)
Патриарх Сербский дозрел до понимания Христа, а вот насчёт Всеволда такой уверенности нет.
Той России, о которой бредит Чаплин - никогда не было. Поэтому, её возрождать и не стоит. Алексий, призывает растить в себе раба. Я же cкажу то, что заповедал Господь.
"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою." (Св. Евангелие от Иоанна 13:34,35)
Может быть, не рабское сознание, а любовь к Богу и людям, близким, соседям, коллегам, к стране и народам её населяющим - поможет нам построить ту Россию, которой ещё не было. В которой, хорошо будет жить всем. «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.